Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем
27.12.2022
Творческий практико-ориентированный проект: «Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем»
Руководители проекта: Учитель-логопед: Типсина Наталья Михайловна.
Участники проекта: Дети с нарушениями речи и родители, учитель-логопед, воспитатели подготовительной группы.
Тип проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: творческий практико-ориентированный.
По содержанию: ребенок и семья.
По числу участников проекта: групповой
По времени проведения: долгосрочный (1 год).
По характеру контактов: в рамках МБДОУ Каргасокского района д/с № 3 «Теремок»
По профилю знаний: область Коммуникация.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Сроки реализации проекта: октябрь 2014 — май 2015 г.
Актуальность проекта:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребёнка.
Такой формой может быть только игра. В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным заданием.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.
Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.
Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
Идея проекта:"Дружно, весело играем, звуки речи закрепляем" заключается в вовлечении детей и их родителей в творческий практико-ориентированный процесс коррекции речи детей средствами игровых технологий.
Цель:
Преодоление проблем, связанных с нарушением речи у детей, а также, предупреждение речевых расстройств в совместной деятельности детей, родителей и педагогов с помощью игровых технологий.
Задачи:
- Исправлять недостатки звукопроизношения у детей, развить фонематический слух, совершенствовать грамматический строй речи, закреплять словарь, развить связную речь средствами игровых технологий;
- Развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;
- Активизировать психические процессы (внимание, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление);
- Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах коррекции речи детей средствами игровых технологий.
- Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений средствами игровых технологий, широко использовать родительский потенциал.
Содержание проекта: учитель-логопед и воспитатель ведут коррекционно-развивающую работу с детьми средствами игровых технологий, вовлекают родителей в совместную деятельность. Родители в домашних условиях закрепляют знания и умения детей, полученные на игровых занятиях.
Предполагаемый результат.
В процессе реализации проекта
Дети:
- В результате возникшего интереса к играм будут самостоятельно выполнять артикуляционную и пальчиковую гимнастику, игровые логоритмические упражнения;
- Совершенствовать звуковую культуру речи, закреплять в играх поставленные звуки;
- Развивать словарь, грамматический строй речи, связную речь, коммуникативные навыки;
- Активизируются психические процессы (внимание, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление);
- Использование игр позволит снизить у детей утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность.
Родители:
- Повысят уровень педагогической компетенции в области коррекции речи детей средствами игровых технологий;
- Повысят уровень активности, педагогической культуры родителей.
- В ходе игры сформируется положительный эмоциональный контакт родителей с детьми.
Формы и методы работы:
- Диагностика детей средствами настольно печатных и словестных игр.
- Анкетирование родителей.
- Игровые технологии для коррекции речи детей:
- Артикуляционные игры.
- Игры для развития мелкой и общей моторики.
- Игровые комплексы дыхательной гимнастики.
- Дидактические игры для коррекции звукопроизношения, словаря, связной речи
- Подбор наглядно-дидактического материала для совместной творческой деятельности.
- Изготовление наглядного материала, дидактических игр для коррекции речи детей.
- Игровая непосредственно образовательная деяельность, развлечения для детей и родителей для коррекции речи детей.
- Консультации для родителей по проблеме проекта.
- Совместный конкурс детей и родителей по изготовлению первой буквы имени ребёнка или членов семьи.
- Подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде презентации.
- Сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет, и других источниках).
План реализации проекта
Подготовительный этап
Срок реализации: 2 недели.
№ | Мероприятие | Ответственные | Сроки |
---|---|---|---|
1 | Определение целей и задач проектной деятельности. | Воспитатель, учитель-логопед. | 3,4 неделя октября. |
2 | Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта. | Воспитатель, учитель-логопед. | 3,4 неделя октября. |
3 | Составление календарных планов по развитию речи и коррекции речевых дефектов у детей. | Воспитатель, учитель-логопед. | 3,4 неделя октября. |
4 | Проведение диагностирования детей, анкетирование родителей на определение актуальности проекта. | Воспитатель, учитель-логопед. | 3,4 неделя октября. |
5 | Подбор авторами проекта наглядно-дидактического материала для совместной творческой деятельности с детьми и родителями | Учитель-логопед. | 3,4 неделя октября. |
6 | Информирование родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми и педагогами по изготовлению наглядного материала, дидактических игр. | Воспитатель, учитель-логопед. | 3,4 неделя октября. |
7 | Составление плана основного этапа. | Воспитатель, учитель-логопед. | 3,4 неделя октября. |
Основной этап
Срок реализации: 1-я неделя ноября — 2-я неделя мая
№ | Мероприятие | Участники | Ответственные | Сроки |
---|---|---|---|---|
1 | Творческая мастерская: «Мастерим своими руками» | Родители. | Учитель-логопед, воспитатель | 1-2 неделя ноября |
2 | Коррекция речи детей средствами игровых технологий. | Дети. | Учитель-логопед, воспитатель | В течение основного этапа реализации проекта |
3 | Практикум «Артикуляционная гимнастика с котиком Музиком. Сказка о весёлом язычке» | Родители. | Учитель-логопед. | Ноябрь |
4 | Проведение логопятиминуток. | Дети. | Учитель-логопед. | Ежедневно. |
5 | Изготовление наглядно-информационного, раздаточного материала для родителей. | Родители. | Воспитатель, учитель-логопед. | В течение реализации проекта. |
6 | Игровая непосредственно образовательная деятельность «Поиграем с любимым звуком». | Дети, родители. | Учитель-логопед. | Декабрь |
7 | Консультация: «Роль игры в развитии речи детей» | Родители. | Учитель-логопед. | Декабрь |
8 | Промежуточная диагностика детей. | Дети. | Учитель-логопед. | В течение срока реабилитации ребёнка. |
9 | Индивидуальные консультации с учителем-логопедом. | Родители. | Учитель-логопед | В течение реализации проекта. |
10 | Практикум «Поиграем вместе». | Родители. | Учитель-логопед. | Январь |
11 | Игровая непосредственно образовательная деятельность «С трудными звуками справимся играючи» | Родители, дети. | Учитель-логопед, воспитатели | Февраль |
12 | Консультация: «Кто сказал, что детям спички не игрушки?» | Родители. | Учитель-логопед | Март. |
13 | Творческий конкурс «Первый звук и буква моего имени » | Родители, дети | Учитель-логопед, воспитатели. | Апрель |
14 | Логопедическое развлечение «Паровозик из Игро-ленда» | Родители, дети | Учитель-логопед, воспитатель | Май |
Заключительный этап
Срок реализации: 3, 4 неделя мая
№ | Мероприятие | Участники | Ответственные | Сроки |
---|---|---|---|---|
1 | Диагностирование детей, обработка результатов диагностики. | Дети. Учитель-логопед, воспитатели | Учитель-логопед. | Май. |
2. | Анализ совместной творческой практико-ориентированной деятельности детей, родителей и педагогов по коррекции речи детей средствами игровых технологий. | Учитель-логопед, воспитатели, родители | Учитель-логопед, воспитатели | Май |
2 | Подготовка отчета о проделанной работе, создание презентации | Учитель-логопед, воспитатели | Учитель-логопед, воспитатели | Май. |
3 | Презентация проекта (Педагогический совет. Родительское собрание). | Педагоги МБДОУ Каргасокский д/с № 3 «Теремок», родители. | Учитель-логопед, воспитатели | Май. |
Этот проект значим для всех его участников:
Дети: получение новых знаний и умений в игровой форме, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.
Педагоги: продолжение освоения метода проектирования — метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: получение новых знаний, повышение компетентности в вопросе коррекции речи своих детей средствами игры, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.
Методическое обеспечение проектной деятельности:
- Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. — М.: Издательство «Школа-Пресс», 2001.
- Матыкина И.А. У родителей и деток, вся одежда из монеток. Логопедическое лото — Сайт: www.logorina.ru
- Матыкина И.А. Футбольный мяч. Логопедическое лото. — Сайт: www.logorina.ru
- Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками, звуки Р, Л. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
- Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками, звуки Ш,Ж,Ч,Щ. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
- Бобылёва З.Т. Игры с парными карточками, звуки С,З,Ц. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.
- Лазоренко О.И. Логопедическое лото-мозаика. — М.: Издательство «АРКТИ» 2001г.
- Ткаченко Т.А. Логопедическое лото с картинками. — М,: ООО «Издательство «Эксмо«,2014г.
- Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Ш. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
- Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Ж. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
- Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук С. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
- Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук З. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
- Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Ц. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
- Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Р-Рь. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.
- Громова О.Е. Логопедическое лото, учим звук Л-Ль. — М.: ООО «ТЦСфера» 2013г.