Проект «Азбука пешехода»
27.12.2022
Актуальность темы
Проект посвящён актуальной проблеме — обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.
Паспорт проекта
Вид проекта:
Информационно-творческий;
По количеству участников — групповой
Продолжительность проекта:
Краткосрочный (январь — февраль 2018г.)
Участники проекта: педагоги, дети старшей группы, родители)
Цель:
Сформировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице, знание правил дорожного движения.
Задачи:
- Обучение детей правилам безопасного поведения на улицах.
- Воспитывать в детях грамотного пешехода.
- Привлечение внимание родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дорогах.
Роль родителей в реализации проекта.
Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.
Работа с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах включает следующие мероприятия:
— изготовление стендов с наглядной информацией;
— заочные и очные консультации;
— родитель + ребенок совместное раскрашивание раскрасок = обсуждение
— подготовка ребенка к презентации своего рисунка;
— анкетирование;
— совместная детско-родительская досуговая деятельность «Азбука пешехода».
Реализации проекта
1. Первый этап — подготовительный:
— Формирование проблемы;
— Определение задач;
— Изучение методической литературы по данной теме.
— Подбор игр, мультфильмов, художественной литературы.
— Создание предметно-развивающей среды в группе:
— Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: светофор, машины, руль, жезл, дорожные знаки.
— Дидактические игры по правилам дорожного движения.
— Книги разных авторов на соответствующую тематику.
— Пополнение предметно-развивающей среды книгами: книжки-малышки, раскраски, раскладушки.
2. Второй этап — основной:
— Беседы с родителями. Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся ПДД.
— Формирование банка данных об уровне родительской компетенции в вопросах обозначенной темы;
Анкета для родителей по ПДД.
1.С какого возраста нужно обучать детей ПДД?________________________________________
2.Что необходимо сделать, чтобы оградить детей от опасности, подстерегающей их на дороге?_______________________________________
3.Всегда ли Вы правильно переходите проезжую часть дороги?____________________________________
4.Ведя ребёнка в детский сад, Вы отпускаете его самостоятельно переходить дорогу?_________________________________
5.Как со своим ребёнком обходите транспорт на остановке?__________________________________
6.Сокращаете ли Вы дорогу, если спешите с ребёнком в д/с?___________________________________________
7.Разрешаете ли Вы играть детям на проезжей части дороги?______________________________________
8.Какие ситуации считаете опасными?_____
Итоги анкетирования.
В анкетировании приняли участие 60% родителей. Все родители считают, что обучать детей ПДД нужно с дошкольного возраста. Но не все родители правильно переходят дорогу. На вопрос как оградить детей от опасности на дороге — 10% ответили — использовать светоотражающие элементы; 30% беседовать с детьми, учить их; 20% — не оставлять без присмотра. Как обходить транспорт — знают 40% родителей.
— Работа с детьми.
3 этап — Содержание работы
План-схема проекта;
Анализ достижения целей и полученных результатов. Определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой проблемы в воспитательно — образовательном процессе.
Схема осуществления проекта.
Направления деятельности | Содержание деятельности |
«Безопасность» | Беседы: «Как правильно переходить улицу», «Мы пешеходы». Беседа по картине «Улица города». Рассматривание сюжетных картинок и беседа по теме «Как перейти улицу». Сюжетные игры — ситуации в автогородке: «Автошкола», «Инспектор ДПС» Просмотр и обсуждение мультфильмов: «Зебры в городе», «Светофор» («Смешарики», «Азбука безопасности») «Азбука безопасности на дороге». Уроки тетушки Совы. Целевая прогулка: «Улица». Дидактические игры: «Светофор», «Красный, жёлтый, зелёный», «Дорожные знаки», «Законы улиц и дорог». |
«Чтение художественной литературы» | А.Северный «Светофор», В.Кожевников «Светофор», С.Михалков «Бездельник- светофор», С.Михалков «Если свет зажёгся красный», «Дядя Стёпа — милиционер». Н.Мигунова «Учимся переходить дорогу». А.Усачев «Домик у пешехода» М. Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета», Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой...», «Постовой», О. Бедарев «Если бы...», Н. Носов «Автомобиль», В. Головко «Правила движения». |
«Познание» | Аппликация: «Разноцветный светофор», |
Физическое развитие здоровье; | Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили». Пальчиковая игра: «Все пальчики водители». |
Культурно-досуговая деятельность: | "Азбука пешеходов«. |
Таким образом, в результате реализации проекта мы получили следующие результаты:
— Повышение эффективности обучения дошкольников ПДД;
— У воспитанников сформированы навыки безопасного поведения на дорогах, они не только знают правила дорожного движения, но и применяют их в дорожных ситуациях, что способствует актуализации в будущем;
— Создание открытого образного пространства. (Макет «Школа юного пешехода», стенд «Основы безопасности жизни детей»)
Используемая литература:
- Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. «Основы безопасности детей дошкольного возраста.»: Просвещение, 2007 г.
- К.Ю. Белая «Я и мая безопасность.» Тематический словарь в картинках: Мир человека. — М.: Школьная пресса, 2010 г. − 48
- Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах» : методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста«. — М.: ООО «Издательство АСТ — ЛТД», 1997.
- Л.А. Вдовиченко «Ребенок на улице»., «Детство — пресс», 20087 г.
- Т.Г. Храмцова «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста» . Учебное пособие. — М.: педагогическое общество России, 2005 г.
- Л.Б. Подубная «Правила дорожного движения подготовительная группа», — Волгоград, «Корифей», 2009.
- Ф.С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку», м., «Издательство Скрипторий 2003», 2005 г.