Советы воспитателя
11.01.2023
Консультация для родителей: «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры»
29.11.2021
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра.
Психологи доказали, что сенсорное, сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда
Лес – наше богатство!
Трудовое воспитание в средней группе – полезная и увлекательная деятельность
29.01.2019
Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края»
30.11.2017
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, — одна из главных задач педагога.
Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями, основы нравственного воспитания. Одно из проявлений патриотизма — любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, — одна из главных задач педагога. Огромное значение имеет непосредственный контакт ребенка с объектами природы.
Патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования экологического сознания предполагает проведение непосредственно-образовательной деятельности, различных видов совместной и самостоятельной деятельности детей в комплексе.
Работа в этом направлении позволяет реализовать принцип ФГОС: решение задач и целей только на необходимом и достаточном материале. Именно в повседневной жизни дошкольники получают основную массу конкретных чувственных представлений о жизни растений и животных. Ведь сколько бы ребенок не запомнил названий растений, сколько бы он не посадил деревьев и кустов, но если при этом мы не зажгли в нем любовь к природе, все это бесполезно. Универсальность, многофункциональность, междисциплинарность, многомерность и другие признаки экологического воспитания позволяют у дошкольников формировать основы патриотизма. Можно сказать, что экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души.
Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края — одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.
Работа в этом направлении способствует достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы по формированию интегративных качеств личности ребенка в соответствии с ФГОС ДО. Представления о родной природе успешно интегрируются с различными областями развития: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Кроме того, природоведческие знания интегрируются:
— в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую познавательную и двигательную активность и способствуют сохранению и укреплению здоровья дошкольников);
— в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, энциклопедий);
— в процесс взаимодействия с семьями (участие в конкурсах, проектах, соревнованиях и др.)
Исходя из этого, целью воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста является формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность во взаимодействии с родной природой.
В рамках патриотического воспитания параллельно с другими решаются следующие задачи:
— формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
— формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения.
Для реализации цели и задач воспитателям нужно создавать взаимосвязанные и взаимообусловленные педагогические условия:
— знакомство с природой родного края, ее характерными особенностями;
— проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года;
— организация сезонного земледельческого труда в природе: посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев;
— организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости;
— тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи воспитанников.
Именно с воспитания любви к родной природе необходимо начинать патриотическое воспитание дошкольников: ведь природные явления, объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для восприятия, воздействуют на эмоциональную сферу.
Работу надо решать через комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера:
1) Дать дошкольнику знания, умения, опыт, развивающие его интеллектуально, нравственно, эстетически, физически, на основе которых создается представление о том, что такое Родина;
2) Расширить познавательную сферу деятельности детей: развивать кругозор детей, обогащение знаний путем знакомства с главными достопримечательностями нашего села;
3) Обеспечить оздоровление и физическое развитие ребенка в соответствии с его возрастной физиологией: способствовать пониманию того, что сильные, смелые, ловкие — лучшие защитники Родины в будущем.
Экскурсия — это форма учебно-воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях.
— Природоведческие экскурсии
— Социально-бытовые экскурсии
— Экологические экскурсии
— Экскурсии эстетического характера
В работе с детьми дошкольного возраста используются все разновидности экскурсий, которые направлены на воспитание любви к природе и сознанное и бережное отношение к ней. Наиболее эффективны такие формы работы: как пешеходные прогулки за территорию детского сада (деловые, оздоровительные), целевые прогулки, мини походы.
В основе разработки содержания ознакомления детей с родным краем посредством экскурсий, целевых прогулок, надо опираться на конкретные принципы:
— энциклопедичность (отбор знаний из разных областей действительности);
— уникальность места (изучение природной, культурной, социально-экономической уникальности края);
— интеграция знаний (отбор знаний для понимания детьми целостной картины мира);
— единство содержания и методов;
— динамика преемственных связей (изменение социального опыта детей разного дошкольного возраста);
— тематичность материала.
Ознакомление с природой — это прекрасный урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Своей необычностью, новизной и разнообразием природа вызывает у воспитанников удивление, радость и восторг, желание больше узнать, побуждать их к передаче чувств и мыслей.
Дети с удовольствием наблюдают, сопоставляют, сравнивают, делают выводы. Дети учатся рассуждать, рассказывать и описывать элементарные явления природы.
Чтобы прогулки были интересными, можно отправиться в «сказочное путешествие». Зимой на опушке может встретить волшебный снежок, осенью — золотой листок, весной — весенняя капелька. Сказочные персонажи загадывают загадки, дают задания, рассказывают об окружающем мире.
Через экскурсии в лес, на луг, поле формируются представления детей об окружающих природных условиях. Закрепляются знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в данной местности. Формируется чувство ответственности за сохранение природы родного края.
Детям очень нравятся целевые прогулки. Хотя они кратковременны, эпизодичны, но очень разнообразны по тематике: наблюдения за особенностями погоды, за растениями, животными в разные времена года.
Постепенно границы наблюдений расширяются — участок детского сада, знакомая улица, роща, парк, сквер и т.д. Надо сообщать детям не только первые знания о природе, но дать пример элементарных оценок наблюдаемых явлений: «Выглянуло солнышко, и всем сразу стало весело, только сосульки заплакали — им не хочется таять...»
Если дети еще малы, все целевые прогулки сопровождаются играми, забавами, весельем (побегаем по шуршащим листьям; соберем шишки и сделаем из них веселых человечков и т.д.). Во время прогулок собирается природный материал для использования его для поделок: из шишек — ёжика или человечка, из веточек — змейку или птичку и др.
Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители должны являться активными участниками всех мероприятий, проводимых в детском саду: в экологических акциях, проектах, экскурсиях на природу, развлечениях, викторинах.
В работе с родителями можно использовать домашние задания. Родители совместно с детьми могут изготовить кормушки и скворечники, обогатить свои знания, составляя кроссворды, сочиняя сказки, стихи, рассказы на экологическую тему и т. д.
Процесс познания происходит только когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные, запоминающиеся образы.
Постепенно от прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей складывается прекрасный образец родного края, своей Малой Родины. Это и аллея около сада, и березовая роща, и живописная тропинка у озера ...
Всё это закладывает первые основы патриотизма.
Наблюдение за природой с помощью трафарета
03.10.2023
Одним
из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение.
Прогулки помогают формировать черты
характера, манеру поведения, представления об окружающем.
Мне нравится в своей работе использовать
необычные формы наблюдений. Необычный
способ я увидела в идеях художника Николая Толстых, который вырезает фигурки животных из бумаги и снимает
их на фоне природы, получая необычные образы.
И я решила использовать эту идею на
прогулках со своими воспитанниками. Ведь с помощью такого наблюдения можно
рисовать животных, насекомых, птиц , но используя для этого не холст и краски,
а обычный бумажный трафарет и живую природу!
Всматриваясь в окружающий мир через
трафарет, дети познают природу во всех красках, учатся видеть все ее
многообразие, описывать красоту неба, облаков, деревьев, трав, цветов. Замечать
происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.
Цель
таких наблюдений : развить интерес детей к красоте родного края;
-
воспитывать чувство восхищения и радости от красоты природы;
-воспитывать
бережное отношение к природе.
Это действительно заинтересовало ребят.
Ведь они увидели природу по новому, на многое обратили внимание впервые.
Такие
необычные наблюдения через трафарет дарят положительные эмоции и яркие
впечатления, а также желание охранять и приумножать природные богатства.
Подготовила
Шашкова Марина Ивановна, воспитатель.
«Правилам движения -наше уважение»
28.11.2023
"Правилам
движения -наше уважение»
Формирование у детей навыков осознанного безопасного
поведения на улицах реализуется через активную деятельность, игры, развлечения,
чтение художественной литературы.
Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на
всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного
движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных
учреждениях. Знакомить детей с правилами дорожного , формировать у них навыки
правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста, так как знания ,
полученные в детстве наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком,
впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью
человека.
Знакомя детей с
правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить,
что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и
предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность
за своё поведение, уверенность в своих действиях.
Основными целями
изучения правил дорожного движения, и поведения на
улице являются:
- снижение
дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня
знаний ими правил дорожного движения;
- развитие
психофизиологических качеств ребенка;
- формирование
культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.
Усваивать
поставленные задачи помогают различные игры детей по ПДД.
Сюжетно-ролевые:
«Правилам движения - наше уважение», «Мы – юные пешеходы» и другие, викторины:
«Знаки на дорогах», «Что, где, откуда?», подвижные, дидактические игры.